Александр Пыжиков «Взлёт над пропастью. 1890-1917 годы»
Последние двадцать лет Российской империи традиционно рассматривались с точки зрения противостояния: прогрессивная общественность - реакционные верхи. Однако, Пыжиков на основе огромного количества новых источников, введенных в научный оборот в последние годы, доказывает, что настоящим двигателем модернизации было именно государство в лице чиновничьих верхов.
Перед российским обществом стояли задачи трансформации аграрной экономики в индустриальную, создания сильных общественных и государственных институтов, обретения прав и свобод. Но для достижения этих целей управленческая элита отвергла максимально быстрые и жёсткие рецепты западного либерализма, практиковавшегося при Александре II. Стоимость рывка в капитализм, предпринятого в его правление, была очень велика. Например, за строительство железнодорожной сети "невидимой рукой рынка", государство было вынуждено расплачиваться все 1880-1890-е годы, списывая частные долги и выкупая линии в казну. Причем эта сумма была соизмерима с выкупными платежами крестьян за землю, полученную по реформе 1861 года.
Быстро расплодившиеся банковские учреждения и поднятая ими спекулятивная волна едва не опрокинули всю финансовую систему России. Её удалось сбить только введением моратория на учредительство. Частная инициатива при отсутствии традиций и элементарных деловых навыков вылились в банальное казнокрадство и обирание потребителей. Модернизация в режиме догоняющего развития на рубеже XIX-XX веков мыслилась уже иначе. Главенство частного капитала, формирующего экономические институты при минимальном участии государства оценивалось как демагогия. На первый план выдвигалась организующая роль государства. Командные высоты в экономике было решено не отдавать на откуп процветающим олигархическим группировкам.
Причем имелись ввиду не только "железнодорожные тузы" и консервативная земельная аристократия, но и именитое купечество, чьи возросшие запросы не соответствовали деловому потенциалу. Бизнес этих народных капиталистов лучше всего описывается термином "промысел". Его суть - в кормлении за счет внутрироссийского рынка и казны и полном пренебрежении к потребителю. Альтернативу ему правительство видело в привлечении иностранных капиталов и его технико-производственных знаний. В дальнейшем, кстати, это привело к резкому усилению опозиционности купечества.
В банковской системе проводником правительственного влияния становился непосредственно менеджмент банков, рекрутируемый главным образом из представителей министерств. Вышедшие из петербургской бюрократии предприниматели не воспроизводили прежние олигархические практики, а трансформировались в правительственных агентов, действуя уже сообразно с государственными, а не узкочастными интересами.
В чем же причина, что успешная модель модернизация страны, которую Пыжиков сравнивает с современной китайской, была сломана? Причиной стал общий кризис, в который погрузилась Российская империя. Отказ Николая II утвердить правительство, ответственно перед Думой, резко усилил опозиционный настрой в элитах. Генералитет во главе с начальником штаба Алексеевым фактически приняли ее сторону, оказав немыслимое давление на питерские банки, проводя обыски и выемки документов. Тогда же товарищество братьев Нобель при поддержке московского купечества одержали победу над государством, что ознаменовало реанимацию типичного олигархической модели развития. Её приверженцы рвались во власть, сметая технократов и стремясь превратить государство в "слугу" своих интересов. В феврале 1917 года, казалось, что всё у них получилось...
Комментарии
Для добавления комментария необходимо авторизоваться любым из способов: